Новые вызовы профориентации: выбирать нельзя не выбирать
Современные подростки иначе, чем предыдущие поколения, представляют свою будущую карьеру. Как помочь подрастающему поколению с профориентацией в новых условиях.
Новое поколение мечтает, чтобы работа была интересной, разнообразной, приносила удовольствие и не занимала много времени. Как родителю и профориентатору помочь ребенку выбрать траекторию образования и карьеры, когда ценности смещаются, а технологии делают рывок в своем развитии? Об этом рассказывает Юлия Корченко, коуч, маркетолог, фасилитатор, форсайт-модератор, автор онлайн курса для людей 13-17 лет по построению личной стратегии.
У кого какие цели?
Родители хотят, чтобы дети 13-17 лет определились с выбором будущей профессии. А чего хотят сами уже не дети? По мнению аналитиков Сбербанка, они хотят получать удовольствие от разнообразия жизни, чтобы работа приносила удовольствие и не отнимала много времени. Больше всего молодежь боится, что взрослая жизнь будет скучной и однообразной.
Молодое поколение видит как быстро все меняется. В мире так много интересного, что хочется заниматься сразу всем.
А что же сейчас в реальном мире?
Подростки постоянно заняты. Они разрываются между школой, секциями, репетиторами. Боязнь будущей конкуренции заставляет включатся в гонку достижений с малых лет.
Вузы продолжают готовить специалистов, половина из которых не востребованы рынком.
Бизнес страдает из-за отсутствия молодых. Они не приходят на собеседования, не предупреждают об этом. Их не получается мотивировать карьерным ростом, премиями и прочими бизнес-атрибутами предыдущего поколения X.
Пропасть между потребностями реальной экономики и образовательными стандартами пытаются заполнить онлайн школы. Природа не терпит пустоты. Но и там не все пока гладко. До конца доходит мало слушателей. Не хватает вовлеченности и динамики группы.
А что с видением будущего и возможностью уютно обустроиться в нем?
Лет через 10-20 лет многих профессий не станет. Роботы и искусственный интеллект заменят врачей, бухгалтеров, юристов, маркетологов.
Уже сейчас искусственный интеллект (ИИ) умеет писать продающие тексты, составлять исковые заявления, анализировать бухгалтерскую отчетность. А когда накопит достаточно данных о людях (личность, ценности, страхи, впечатления), сможет сконструировать для нас идеальный продукт, загрузить пользовательский опыт тестовой группы и предоставит возможность получить свой - не выходя из дома, благодаря виртуальной реальности.
С одной стороны это конечно угроза. А с другой - возможность реализовать себя среди востребованных профессий: разработчиков искусственного интеллекта, нейросетей, инженеров-робототехников. Кто еще не смотрел, загляните в атлас новых профессий. Полезная штука, доступная бесплатно любому желающему.
Эти профессии будут актуальны до тех пор, пока программы не научатся программировать сами себя, а роботы создавать и обслуживать себе подобных.
Так что же делать уже сейчас, чтоб получать удовольствие от жизни в этом прекрасном будущем?
Тренировать мозг. Футурологи прогнозируют, что роботы научатся распознавать мыслительные команды. А теперь представьте себе, что такой робот уже существует. Что он будет делать? Сколько мыслей у вас сейчас в голове? Какие из них законченные? Какие повторяющиеся? Легко ли роботу выполнять ваши команды?
Развивать креативность, генерировать новые идеи. Ведь может случиться, что ресурсы будут доступны всем, и уютней всего устроится тот, кто сможет их эффективней использовать на благо себя и мира.
Учиться сразу всему. Использовать возможности вуза для приобретения базовых знаний, которые будут актуальны для любой сферы, заводить новых друзей, интересно проводить время. Использовать возможности онлайн курсов для приобретения быстрых и актуальных знаний. По крайней мере до того момента, пока онлайн университеты и ВУЗЫ не начнут объединяться, чтоб теорию можно было слушать онлайн в любом месте, а для практической работы приезжать на площадку ближайшего вуза.
Отложить гонку за сиюминутными трендами и поработать над видением себя в будущем. Как я хочу жить в 30, 40, 70, 90 лет? Чем заниматься? Что для меня важно? Что хочу оставить после себя? И выстраивать исходя из этого свою личную стратегию и личный бренд. Если у вас что-то не получилось с первого раза в компьютерной игре-стратегии, вы бросаете или начинаете заново? Вот и в жизни так тоже можно.
А что с профориентацией будущего?
На этот вопрос ответила Алла Носкова, генеральный директор сайта Поступи Онлайн.
Новые технологии и новые вызовы реальности стирают грани между профессиями. Все больше для адаптации в этом мире требуется надпрофессиональных компетенций. Компетенции, которые еще сегодня казались узко профессиональными, становятся кросс-профессиональными, программирование, например. В будущем мы скорее будем говорить о направлении деятельности, в котором человеку придется развиваться непрерывно, осваивая новые и новые технологии. Но пока образ профессии все еще имеет магическую силу притяжения. Некоторые профориентаторы уже сейчас говорят, что нужно выбирать специальность, а не профессию. Специальности высшего образования или СПО это весьма условный конструкт формальной системы. Одна специальность может стать базой для нескольких сотен профессий! Профили образования, особенно в высшем образовании, могут быть кардинально разными в рамках одной специальности. Например, маркетинг, логистика, HR, стратегический менеджмент, производственный менеджмент, - все это и еще более 143 профиля сегодня находится в рамках одной специальности 38.03.02 Менеджмент. И такая ситуация практически со всеми специальностями.
Специальность высшего образования или СПО нельзя ставить в фокус профориентации, поскольку эта искусственная сущность не обладает ассоциативной силой: не формирует образы будущего, образы "Я-професионал" и т.д. Такой подход к профориентации с фокусировкой на специальности может только запутать и оставить размытыми в представлениях подростка границы его образа будущего и профессионального "Я". Если же не будет у этих образов четкости, не будет и эмоциональной силы, которая рождает мотивацию и волю к достижению. И в последствии мы столкнемся с проблемами мотивации к учебе, освоению знаний в выбранной специальности.
Так что же сегодня нужно помогать выбирать: профессию, направление, специальность?
"Пока, все же, нужно говорить о профессии и о сфере приложения своих талантов. Конечно, нужно показывать все многообразие мира, его динамику, развитие технологий, инфомировать о над и кросс профессиональных навыках, которые необходимы для успеха в карьере. Задача профориентатора состоит не только в том, чтобы диагностировать склонности ребенка "здесь и сейчас" и смоделировать оптимальную сферу их приложения через 5-6 лет. Важно спрогноизировать и динамику развития способностей ребенка, и попытаться увидеть, как изменится мир через 10-20 лет, найти место человека в новом мире", говорит Алла Носкова.
Источник: postupi.online
|