Все больше появляется современных образовательных программ, предлагаемых негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями в рамках дополнительного образования.
Однако, сразу обращает на себя внимание их направленность.
По рейтингу популярности отлично видно, что сейчаспреобладают программы художественной и физкультурно-спортивной направленности.
Программы научно-технической, естественно-научной, социально-экономической направленности в дополнительном образовании занимают второстепенное значение.
Традиционное объяснение - таков запрос семей.
С другой стороны, с точки зрения запросов общества, направления развития мировой науки и технологии складываются совершенно иные представления о будущем образования.
Основное место структуре будущего востребованного образования и наиболее динамично развивающихся направлений экономики занимают естественные науки, IT-технологии, наука и инженерия.
Чему учить детей?
В этом и состоит главный вопрос для родителей.
Именно родители должны решить,идти на поводу у инертного мышления и продолжать развивать существующие направления или проанализировать перспективы развития и стать главным помощником детей в определении векторов будущего образования.
Родители могут взять на себя роль тех, в ком очень нуждаются дети, тех, кто видит перспективы образования и тенденции. Постоянно быть в роли авторитетного, активного, развивающего лидера.
Если идти в этом направлении, то родителям стоит хорошо разбираться, понимать и рассказывать детям о том, какие направления в образовании будут иметь определяющее значение для общественной жизни и экономики на ближайшие десятилетия.
Нестандартные идеи как новый стандарт дополнительного образования.
В сфере дополнительного образования отсутствуют стандарты и даже требования к содержанию образования и качеству услуг.
Потенциальное отсутствие стандартизации, аналогичной школьному образованию, дает больше возможности для вариативности, творчества и новаций.
Однако, такой подход часто не работает из-за неразвитой системы информирования родителей о программах и педагогах. В результате родителям не ясны критерии выбора из многообразных предложений, высок риск низкокачественных услуг.
На сегодняшний день наиболее перспективными направлениями образования являются математика, физика, химия, биология. Более подробно о будущих профессиях и будущем образовании читайте Атлас профессий будущего, подготовленный в Сколково. Это не означает, что надо с раннего возраста выдавать детям школьную программу по этим предметам.
Как раз наоборот, нужно больше рассказывать и показывать взаимосвязи между этими науками, давать целостное представление о мире и современном развитии этих наук, учить наблюдательности, анализу, умению делать выводы и находить решения в любых ситуациях.
И как метко заметил Сергей Рукшин, учитель, воспитавший двух Филдсовских лауреатов - Г. Перельмана и В. Смирнова именно математика является одним из предметов, который профессионально занимается развитием мышления.
Поэтому, если Вы задумываетесь о будущем своих детей, помогите им полюбить математику и развивать мышление.
Учитесь с удовольствием!
Ольга Контантиновна Кузнецова, учитель математики
|