Каждый из нас имеет определенный опыт борьбы с ленью – одним из наиболее опасных врагов человечества. Кто-то одерживает победу в этом трудном поединке (правда, лишь временную), а кто-то терпит полное поражение. Но так ли непобедим этот соперник на самом деле, и можно ли справиться с ним «малой кровью»?
В чем причины лени?
Наиболее уязвимыми для лени считаются подростки и молодые люди в возрасте 14-18 лет. Причины вполне очевидны: именно в этом возрасте вчерашний ребенок начинает свое знакомство с взрослой жизнью, встречая массу новых соблазнов, приобретая новые увлечения и не желая уделять учебе должное внимание. Как правило, в этом возрасте подростки склонны приуменьшать важность занятий, ошибочно полагая, что еще успеют выучить уроки, подготовиться к контрольной работе или экзамену – иными словами «кормят себя завтраками». Со стороны старшеклассников и абитуриентов подобный подход является в корне неверным: ведь именно в этот период их жизни создаются основы для будущей успешной карьеры! В итоге до важного экзамена остается один день (даже, скорее, ночь), и надеяться на успешное разрешение проблемы уже не приходится. Так что, основной враг молодежи – это чрезмерное количество посторонних увлечений, а также неспособность самостоятельно организовать свой учебный процесс.
Лень думать
Учеба в школе или ВУЗе предполагает регулярные сдачи разного рода экзаменов, подготовка к которым должна занимать немало времени. Многие учащиеся предпочитают заучивать материал, особенно не вникая в его суть. Подобная привычка может привести к не самым хорошим результатам: учеба во многих престижных ВУЗах требует достаточно высокого уровня интеллекта, а вовсе не выдающихся способностей к зубрежке. Перестроить себя сложно…, но можно! Уделяйте больше внимания качеству своей подготовки, стараясь вникнуть в суть того или иного вопроса максимально глубоко. И тогда в дальнейшем учеба будет даваться Вам гораздо легче.
Лень делать
Многие школьники и студенты не имеют полезной привычки самостоятельно строить свой учебный график. Родителям и учителям нередко приходится многократно повторять одни и те же просьбы («сделай уроки», «выучи правило», «подготовься к контрольной работе»), в то время как сам подросток не способен самостоятельно осознать важность этих действий.
Между тем, умение эффективно распоряжаться собственным временем позволяет добиться значительного прогресса в учебе. Стоит лишь составить распорядок дня и расставить приоритеты (не «как хочу», а «как надо»), и позитивные результаты появятся незамедлительно.
Лень стремиться
Желание достичь совершенства зачастую становится причиной лени. Как бы парадоксально это не звучало, но факт остается фактом: уделяя чересчур много времени подготовке «по всем фронтам», учащийся тратит много сил на решение задач второстепенной значимости. Как результат – переутомление, стрессы и нежелание продолжать нести этот крест дальше. Идеальное решение данной проблемы – правильно распределить время, затрачиваемое на обучение. Следует рационально дозировать нагрузку, что позволит избежать переутомления. Равномерное восприятие учебного материала в течение года (а не попытки объять необъятное) – вот наиболее эффективное лекарство от лени, спровоцированной переутомлением от учебы.
Даже двигаться лень!
Нередко причиной «пресыщения» учебой является физическая усталость. Проводя значительную часть своего свободного времени за учебниками, подросток лишает себя жизненно необходимых физических нагрузок. А ведь занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, нормальное питание и здоровый сон являются не менее важными видами деятельности, нежели учеба. К тому же, физически здоровый и всесторонне развитый подросток имеет значительно больший потенциал к результативному обучению. Но, в любом случае, нужна «золотая середина». А с этим лучше всего разберется пресловутый распорядок дня, в котором соответствующее время уделено и учебе, и отдыху, и развлечениям.
Лень искать причины лени
Наиболее распространенной причиной лени справедливо считается отсутствие мотивации. Оканчивая школу и поступая в ВУЗ, многие молодые люди даже не задумываются о своих будущих перспективах. Точнее, смотрят на свое будущее сквозь розовые очки. Между тем, мотивация должна присутствовать у каждого человека, вне зависимости от специфики его профессиональной деятельности, особенностей личной жизни и каких-либо иных факторов. С точки зрения основной массы людей мотивацией является достижение такой жизненной ситуации, при которой количество негативных эмоций будет сведено к минимуму, а положительных – к максимуму. Есть парочка весьма эффективных способов, которые помогут развить у подростка желание учиться. К примеру, на листе бумаги можно записать перечень наименее перспективных, с его точки зрения, профессий, а также в подробностях перечислить их негативные стороны. И неплохо было бы прикрепить этот листочек к внутренней части входной двери: так, убегая из квартиры для посиделок с друзьями (вместо учебы), подросток будет видеть, что ожидает его в случае провала вступительных экзаменов.
Другой способ – «ничегонеделание». Когда учиться совсем уж лень, можно просто сидеть на месте, не переключаясь на какой-либо иной вид деятельности. Несмотря на кажущуюся простоту такой «активности», по плечу она далеко не каждому. После такого испытания учеба покажется легкой прогулкой!
Как бы то ни было, учиться придется в любом случае, что понимает каждый. И чем раньше приходит осознание важности учебы, тем меньше шансов на победу остается у лени. Главное – приобрести должную мотивацию и желание учиться, то есть, быть заинтересованным в своем успешном будущем. Тогда и учеба будет доставлять только удовольствие, а позитивные результаты не заставят себя долго ждать. Стоит лишь поверить в свои возможности, и тогда Вы убедитесь: никакой лени не существует!