1. Убедите ребёнка не вмешиваться в спор или в драку, если никто из участников не просит его о помощи (случаи, когда жертва подвергается смертельной опасности, – не в счёт). Можно привести следующий показательный пример: трое подростков отнимают у мужчины телефон, но он не отдаёт, сопротивляясь из последних сил. Прохожий вмешивается, отгоняет подростков и отдаёт мобильник мужчине, после чего тот убегает. А потом оказывается, что «пострадавший» – вор, отнявший телефон у одного из мальчишек.
2. Обсудите с ребёнком, как можно помочь другим, не вмешиваясь лично в чужой конфликт. Например, можно сообщить об опасности взрослым, вызвать полицию, скорую помощь и т.д.
3. Помогите школьнику научиться отстаивать свои интересы. Допустим, если его о чём-то попросили, это ещё не означает, что он должен выполнять желание другого. Вежливый отказ – тоже приемлемый вариант ответа. Например, если у ребёнка нет запасной ручки, он не обязан отдавать ту, которой пишет сам.
4. Расскажите школьнику об особенностях профессии учителя: о большом количестве учеников, необходимости быть объективным, не иметь «любимчиков». Эта информация поможет ребёнку принять ваш совет не донимать преподавателей личными вопросами и рассказами о себе.