Своими взглядами на «идеальное образование» делится Константин Северинов – российский ученый, профессор биологических наук, заведующий лабораторией Института биологии гена РАН. Авторству Константина Северинова принадлежит более 150 работ в ведущих научных изданиях мира.
Понимание «идеального образования» может меняться с годами. На сегодняшний день, как говорит сам ученый, таковое может быть получено в учебном заведении с глубокими традициями и высококвалифицированным преподавательским составом. Не менее важный фактор – студенты, которые ежегодно пополняют состав вуза. Яркий тому пример – МФТИ, учащиеся которого прошли строжайший отбор и справедливо называют свою Alma Mater элитным учебным заведением.
Мировые и отечественные тенденции
Как утверждает Северинов, продвижение естественных наук в общемировом масштабе за последние 20 лет было весьма значительным. В России ситуация выглядит куда менее радужно. Подавляющее большинство ученых (даже работающих в МГУ) не являются практикующими специалистами. В свою очередь, американская лаборатория, в которой долгое время работал Северинов, часто принимала на стажировки зарубежных студентов. Основная причина популярности зарубежных учебных заведений заключается именно в постоянном ведении практических исследований. Иными словами, учиться следует у тех, кто делает серьезные научные открытия.
Проблемы отечественного высшего образования Константин Северинов видит в отсутствии курсов по выбору, нежелании осваивать специальный английский язык, а также достаточно жесткой иерархии учебной системы. Очевидное преимущество зарубежного подхода заключается в глобальной «интернетизации» высшего образования. Благодаря этому современному явлению, многие иностранные вузы, считавшиеся ранее второсортными, теперь по уровню популярности успешно конкурируют с признанными лидерами. Все просто: обучение в Сети стоит гораздо меньших денег!
Практические навыки – превыше всего!
По мнению Константина Северинова, образование нельзя назвать идеальным, если оно не дает учащемуся должных практических навыков. Уметь найти проблему – это, безусловно, хорошо. Но уметь ее решить – гораздо лучше! В связи с этим заметное преимущество в сравнении с прочими специалистами имеют физики, обладающие отличными навыками логического мышления и абстрактного подхода к решению различных проблем.
Что касается перспективных направлений вузовского обучения, то Северинов выделяет биомедицину. Рост благосостояния и значительный интерес к продлению жизни должны послужить серьезным толчком к увеличению спроса на услуги профессиональных биомедиков. И молодежь, заинтересованная в освоении данной специальности, должна получать образование в лучшем профильном заведении. В России таковым по праву считается биофак МГУ. Именно отсюда выходят лучшие международные специалисты в данной сфере.