Сфера гостиничного бизнеса на сегодняшний день не является самой популярной в нашей стране с точки зрения построения карьеры. Между тем, специалисты в области рекрутинга отмечают постепенное повышение интереса к ней со стороны будущих абитуриентов. К тому же, современный гостиничный бизнес в России испытывает дефицит квалифицированных кадров. Тем, кто желает освоить перспективную специальность в данной сфере, необходимо принять к сведению полезную информацию, касающуюся как перспектив, так и требований к потенциально успешному кандидату.
Образование
Лучшие предпосылки к получению высокооплачиваемой должности имеют выпускники следующих отечественных вузов:
- Российская международная академия туризма;
- Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса;
- Московский колледж «Царицыно»;
- Институт гостиничного бизнеса и туризма при РУДН;
- Санкт-Петербургский торгово-экономический институт.
Несмотря на существенное повышение качества образования в российских вузах, многие молодые люди стремятся освоить профессию за рубежом. Ведь это сулит им перспективы в виде неплохого карьерного роста и высокооплачиваемой должности в сети международных отелей. Однако следует сказать, что учеба в зарубежном вузе является целесообразной при условии определенного опыта работы в гостиничной индустрии. При отсутствии такового, полученная на родине работа, скорее всего, не оправдает ожидания обладателя европейского сертификата.
Иностранные языки
Успешная карьера в сфере гостиничного бизнеса практически невозможна без знания иностранного языка, а лучше нескольких. Ведь любая деятельность, связанная с обслуживанием зарубежных гостей, предполагает регулярное общение с ними. При этом сертификат не является стопроцентным подтверждением языковых навыков сотрудника, вследствие чего отели проводят собеседование с кандидатом на английском языке. Для работы на должностях горничной или официанта требуется базовый уровень знания языка. В свою очередь, сотрудники приема и размещения, а также отдела продаж обязаны знать английский язык на уровне не ниже Upper Intermediate.
Личностные качества
Коммуникабельность, открытость и стрессоустойчивость – вот ключевые качества, которыми должен обладать специалист в области гостиничного бизнеса. По долгу службы ему приходится искать выход из различных проблемных ситуаций, решать массу текущих вопросов, сохраняя при этом позитивный настрой и доброжелательное отношение к гостям и сослуживцам. Для оценки личностных качеств кандидата на должность используется комплекс тестов.
Опыт работы
Когда речь идет о сфере гостиничного бизнеса, предыдущий опыт работы может дать серьезное преимущество кандидату, но далеко не каждый таковым обладает. Но если соискатель нацелен на получение должности высокого уровня, то опыт работы в сети зарубежных отелей является очень желательным. К слову, отечественные тенденции развития гостиничного бизнеса таковы, что наиболее востребованными являются сотрудники без опыта работы, нанимаемые на стартовые позиции. В дальнейшем отель вкладывает собственные средства в обучение и повышение квалификации своего персонала. Иными словами, растит собственные кадры.
Карьера
Начало карьеры в сфере гостиничного бизнеса – это, как правило, работа на должности официанта или администратора в службе приема и размещения. Оплата труда этих специалистов состоит из фиксированного оклада (10-16 тысяч рублей) и чаевых. Следующий уровень – старший смены, ассистент менеджера или менеджер (оклад в диапазоне от 20 до 45 тысяч рублей). Вполне распространенная практика – переход сотрудников из одного отдела в другой, что способствует их профессиональному развитию.
На сегодняшний день отечественный рынок уже располагает квалифицированными кадрами в отрасли гостиничного бизнеса, но их количество пока не способно удовлетворить имеющийся спрос. По прогнозам специалистов в области рекрутинга, определенный дефицит кадров будет наблюдаться еще в течение нескольких лет
.