Рассуждая о специфике профессионального образования, как правило, невозможно обойти стороной учебу в техникуме. Авторы большинства статей, посвященных данной теме, стараются всячески подчеркнуть преимущества, которые может предоставить вчерашнему школьнику учеба в подобном образовательном заведении. Однако данная ступень в традиционной образовательной «лестнице» не пользуется особым успехом среди подростков, которые предпочитают после окончания школы поступать непосредственно в вуз. Между тем, именно учебные заведения профессиональной направленности делают основной акцент на передаче учащимся системы умений и навыков, в то время как специфика обучения в вузах предполагает передачу знаний. И сравнение с точки зрения престижности того или иного заведения не является уместным в данной ситуации.
С 20 октября текущего года в России было упразднено начальное профессиональное образование. Иными словами, ПТУ в традиционном смысле данного термина прекратили свое существование. Что касается учреждений, представляющих систему среднего профессионального образования – колледжей и техникумов, их может ожидать слияние с профильными вузами. Кроме того, отечественная образовательная система вводит в практику прикладной бакалавриат – новую форму «среднего вузовского» образования, посредством которой можно получить профессиональную подготовку и степень бакалавра. После этого можно «замахнуться» на магистратуру в самом университете.
Зарубежная практика
Пытаясь создать максимально эффективную образовательную систему, отечественные специалисты анализируют опыт зарубежных коллег. В частности, серьезного внимания заслуживает так называемая «двойная система», которая с успехом применяется в Германии. В соответствии с данной программой, многие крупные компании вкладывают свои средства в подготовку профессиональных специалистов в той или иной отрасли. На данный момент в стадии активной разработки находятся уже четыре совместных проекта, которые будут готовить высококвалифицированный персонал в сферах энергоэффективного строительства, возобновляемых источников энергии и металлообработки. К слову, подобная система уже активно применяется в некоторых европейских странах – Швейцарии, Австрии, а также государствах Балканского региона.
Раз уж речь зашла о зарубежном образовании, нельзя не отметить своеобразный подход к данному вопросу, во многом перекликающийся с традициями прошлого. Ученик – подмастерье – мастер – именно так выглядела та самая профессионально-образовательная лестница в средневековой Европе. И отдельные ее элементы настолько основательно закрепились в мышлении, что написание курсовой работы под руководством профессора воспринимается именно как передача опыта от мастера к ученику. Весьма ярким примером может послужить система турецкого профессионального образования, согласно которой путь от статуса ученика до звания мастера длится с 11-летнего до 25-летнего возраста. Должное внимание уделяется вопросам подготовки рабочих кадров и в Австралии, где профессиональным образованием молодежи ведают Skills Councils («советы по навыкам»), в состав которых входят профильные специалисты, а не далекие от практических вопросов чиновники.
Знакомимся поближе!
Для всех представителей молодежи, желающих ознакомиться с профессиональным образованием, отечественные колледжи и техникумы ежегодно проводят «дни открытых дверей», профильные выставки и даже мастер-классы.
Если отбросить в сторону условное понятие престижности, то современные учебные заведения профессиональной направленности мало в чем уступают вузам. Учащиеся техникумов и колледжей также посещают познавательные семинары и конференции, изучают историю и философию, пользуются услугами психолога, а впоследствии успешно трудоустраиваются и имеют неплохой уровень доходов!