Вундеркиндом (от нем. Wunderkind – чудо-дитя) принято называть ребенка, чье умственное развитие значительно превосходит традиционные показатели детей того же возраста. Психологи и педагоги всегда с особым интересом относились к подобным детям, анализируя особенности их мышления и поведения в различных жизненных ситуациях. К примеру, было отмечено, что дети-вундеркинды нередко утрачивают свои выдающиеся способности с переходом в подростковый этап жизни. При этом, как правило, эти самые способности проявлялись уже в раннем, дошкольном возрасте.
Стандартные образовательные системы и нормы далеко не всегда соответствовали потребностям детей-вундеркиндов, что послужило причиной создания специализированных программ для учебных заведений во многих странах мира, в том числе и в России.
Если рассмотреть детей-вундеркиндов с научной точки зрения, то принято разделять их на две условных категории: вундеркинды от рождения и псевдогении. К первой группе относят тех детей, которые практически с самого рождения обладают выдающимися способностями в той или иной сфере (изобразительное искусство, поэзия, музыка, точные науки). Близкое окружение таких детей, их родители и родственники всячески поощряют подобные таланты, тем самым возвеличивая самого ребенка в его собственных глазах. Со временем эти самые способности могут угасать, поскольку серьезное влияние на ребенка оказывает его привычное социальное окружение (друзья и одноклассники, которые не могут похвастать такой же одаренностью). Нередко сам ребенок утрачивает интерес к еще недавно любимому занятию, находя «отдушину» в других видах деятельности. Такой жизненный поворот является еще не самым плохим.
Хуже, если наступает момент, когда таланты, совсем недавно казавшиеся уникальными, вдруг перестают вызывать традиционное изумление и восхищение окружающих людей. Подобный ход событий может обернуться для вундеркинда настоящей катастрофой и психологическим надломом. Ребенок утрачивает веру в свои способности, ощущая себя никому не нужным.
При этом далеко не всегда врожденные вундеркинды пользуются высокой популярностью среди ровесников. Причина кроется в несовпадении интересов и увлечений: одаренному ребенку зачастую совершенно неинтересны темы, которые традиционно волнуют детей того же возраста. Естественно вундеркиндов неохотно принимают в компании, зачастую просто игнорируя. Не способствует сближению и успеваемость одаренных детей, которая может вызвать только зависть со стороны одноклассников.
Применительно к детям-вундеркиндам часто упоминаются синдромы «Аспергера» и «Саванты». Суть первого явления заключается в асоциальном, нестандартном поведении одаренных детей, которое является непривычным с точки зрения моральных устоев общества. Дети с синдромом Саванты – это вундеркинды, проявляющие выдающиеся способности в определенной сфере, при этом отставая во многих других. Такие дети, несмотря на свои таланты, нередко страдают аутизмом.
История насчитывает немалое количество примеров, когда вундеркинды проявляли и совершенствовали свои уникальные способности на протяжении всей жизни. Одним из таких одаренных счастливчиков был великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чей талант не угасал с течением времени. К сожалению, противоположные случаи также не являются редкостью.
Печально сложилась судьба юной и невероятно талантливой поэтессы Ники Турбиной. Уже в девятилетнем возрасте Ника выпустила свой первый сборник стихотворений «Черновик», который потряс весь читающий мир (этот сборник позже был переведен на 12 языков)! Достигнув совершеннолетия, поэтесса столкнулась с суровыми реалиями жизни, от которых всегда была далека. Интерес к ее творчеству несколько угас, и этот факт очень остро переживался самой девушкой, привыкшей к громкой славе. Не способствовали душевному спокойствию и семейные проблемы. Нике пришлось прибегнуть к услугам швейцарских психиатров, временно переехав в Лозанну.
К сожалению, лечение не возымело должного эффекта, и Ника от скуки и безысходности пристрастилась к спиртному. Попытки реализовать себя в различных театральных и кинематографических проектах также не были успешными. Алкоголизм постепенно стал нормой жизни молодой поэтессы, и в 2002 году она ушла из жизни, разбившись насмерть после падения из окна.
Другой грустный пример – это история недолгой жизни Павла Коноплева, который в трехлетнем возрасте мог решать сложные задачи, а в пять – учил маму разбираться с логарифмами. Поскольку возможностей для специализированного образования у семьи Коноплевых не было, в семилетнем возрасте мальчик поступил в обычную общеобразовательную школу. Каково же было удивление родителей вундеркинда, когда тот принес «единицу» в своем дневнике. И это была его первая оценка в школе! Оказалось, мальчику было просто скучно: учебная программа начальной школы являлось чересчур легкой для Павлика, и даже мгновенный перевод из первого в четвертый класс не стал разумным решением. Теперь перед одаренным ребенком возникли проблемы другого рода: десятилетние одноклассники не воспринимали всерьез малыша, не желая принимать его в свою компанию.
И, несмотря на поддержку родителей, которые старались решить личностные проблемы своего чада и избавить его от переживаний, судьба мальчика сложилась не самым лучшим образом. Хотя после поступления в университет все, казалось, будет в порядке: Павлу легко давалась учеба, а в восемнадцатилетнем возрасте ему удалось стать самым молодым депутатом в истории России. В девятнадцать лет Павел Коноплев поступил в аспирантуру и принял участие в разработках первого отечественного компьютера.
Неожиданно Павел начал страдать от серьезных нервных расстройств и срывов. Молодого человека решили положить в психиатрическую лечебницу, однако сильные лекарства не смогли заглушить страданий Павла. При этом их воздействие оказало необратимое влияние на мозг: мыслительные способности вчерашнего вундеркинда не шли ни в какое сравнение с прежними. Тромбоз легочной артерии оборвал жизни одаренного молодого человека.
Другая категория – псевдогении – не может похвастать такой же одаренностью, как истинные вундеркинды. Таковыми их хотят видеть родители, намеренно лишая детей счастливого и беззаботного детства и нагружая постоянными занятиями, тренировками, репетициями и учебой. Стараясь во всем оправдать надежды родителей и не обращая внимания ни на что, кроме бесконечных занятий, псевдогении оказываются неподготовленными к жизненным реалиям и превращаются в неуверенных и замкнутых людей. В подобной ситуации квалифицированная психологическая поддержка способна дать должный результат и «вернуть» псевдогения к нормальной жизни.
Нельзя однозначно утверждать, что рождение вундеркинда является подарком природы, равно как и серьезным испытанием для его родителей. Каким бы одаренным и талантливым не был ребенок, более всего он нуждается в родительской любви и понимании. А на такой благодатной почве могут развиться любые природные таланты.