В каждом дворике или парке можно увидеть множество молодых мам, гуляющих со своими малышами. Если в течение некоторого времени понаблюдать за поведением детишек и их родительниц, то несложно убедиться в том, что некоторым из них прогулка на свежем воздухе доставляет заметное удовольствие, в то время как другие всерьез озабочены поведением своих гиперактивных отпрысков. Контраст заметен невооруженным взглядом: одна из мам спокойно беседует со своей подругой, которая то и дело оглашает воздух криками и угрозами в адрес своего «электровеника», время от времени вскакивая с лавочки, дабы утихомирить малыша.
Причем шумными прогулками дело не ограничивается: темперамент малыша-экстраверта дает о себе знать и в домашних условиях, и в детском саду. Члены семьи постепенно забывают о том, что такое – жить без головной боли и перманентного звона в ушах. Воспитательницы в детском саду каждый вечер высказывают мамам жалобы по поводу чрезмерной активности ребенка. В общем, сплошная катастрофа.
Абсолютно иначе обстоит дело у счастливых мам, чьи детишки не доставляют решительно никаких хлопот своим поведением. Такие малыши никогда не шумят, спокойно и без истерик засыпают, беспрекословно слушаются родителей, не заставляя многократно повторять требования и, вообще, являются ангельскими созданиями. Проявляется такой чудо-характер с самого рождения: соседи никогда не слышат детского плача через стену, а члены семьи не могут нарадоваться на такой подарок судьбы. Стоит ли говорить о белой зависти других мамаш, которым покой знаком лишь понаслышке!
Однако, далеко не все так радужно, как это выглядит на первый взгляд. Определенные проблемы, как правило, начинают проявляться в детском саду. В отличие от устоявшихся привычек общения в кругу семьи, здесь ребенка-тихоню ожидает серьезный стресс. Необходимость находиться в обществе посторонних, причем, весьма шумных и активных малышей, совершенно не радует спокойного ребенка. В результате он еще больше замыкается в себе, стараясь по возможности избегать общения с окружающими. Далеко не всегда такой ребенок проявляет свой душевный дискомфорт: вместо того чтобы плакать, тихоня копит эмоции в себе, постепенно становясь одиночкой, который совершенно не стремится к налаживанию контакта с другими детьми. Что характерно, родители далеко не всегда обращают внимание на замкнутость и необщительность своего ребенка, радуясь его покладистости и спокойствию. Нередко родители сокращают свое общение с ребенком до минимума. Мол, зачем с ним возиться: он и так вполне самостоятельный.
Подобная ситуация сохраняется и во время учебы в школе. Разница заключается лишь в том, что все прежние поведенческие симптомы только обостряются. Ребенок не имеет друзей, одноклассники в лучшем случае его игнорируют, а в худшем – могут прибегнуть к жестоким насмешкам и своего рода психологическому унижению. Что касается учителей, то с одной стороны, их вполне устраивает поведение и характер тихони, но с другой – на такого ребенка зачастую не обращают внимания. Даже если он обладает определенными талантами или способностями, все это не получает выхода наружу и «культивируется» исключительно наедине с самим собой. Тихоня может писать великолепные стихотворения или быть талантливым художником, но об этом могут не догадываться даже самые близкие люди. В течение всего периода учебы в школе ситуация остается такой же, какой была изначально. И все может закончиться тем, что тихоня попросту не захочет идти на выпускной бал. Что самое обидное: его отсутствия там никто и не заметит – ни одноклассники, ни преподаватели. Учеба в ВУЗе дается уже значительно легче, поскольку в подобных заведениях никому нет особого дела до того, чем занимаются или увлекаются однокурсники, и каждый занят своими проблемами.
Что поделаешь: отечественная образовательная система рассчитана на «массового» учащегося, который, как правило, является активным экстравертом. До соответствия идеалам принципа индивидуального подхода в воспитании и обучении нашим школам, к сожалению, еще очень далеко! Способности и таланты, которыми обладают активные подростки, являются гораздо более заметными и востребованными, нежели таковые у флегматичного тихони.
К сожалению, что-либо менять в поведении поздно уже в юношеском возрасте: вчерашний тихоня становится взрослым человеком без собственного мнения и способности на решительные действия. Такие люди готовы довольствоваться тихой работой со скромной зарплатой и без всяких перспектив на качественные изменения. Аналогичным образом обстоит дело и в личной жизни. Тихоня, кажется, готов прожить с родителями всю жизнь, даже не надеясь на симпатию со стороны представителей противоположного пола и, уж тем более, не предпринимая никаких самостоятельных шагов к разрешению сложившейся ситуации.
В общем, совсем несложно убедиться в том, что тихий малыш имеет все предпосылки к тому, чтобы стать безынициативным членом социума, который будет молча страдать от своей «второсортности» в течение долгих лет. Но у родителей есть возможность избежать подобных последствий, если вовремя обратить внимание на особенности поведения ребенка и принять необходимые меры.
Советы родителям тихони:
1) Помогите своему ребенку гармонично «влиться» в окружающий его мир, научите его без стеснения общаться со сверстниками, не испытывая дискомфорта от пребывания в обществе. Уважайте его право на личное мнение;
2) Всякий «минус» можно превратить в «плюс»! Развивайте способности ребенка так, чтобы они стали максимально эффективными. Излишне вдумчивый? Вперед, в шахматную секцию! В обществе таких же тихих флегматиков он перестанет испытывать дискомфорт из-за нахождения в социуме, а со временем без проблем будет общаться с любым сверстником;
3) Не стоит преуменьшать важность общения со своим ребенком. Во многих случаях тихоня был бы рад «излить душу» близкому человеку, который не спешит замечать этой его потребности. А ведь своевременный и доверительный разговор по душам способен принести неоценимую пользу и направить тихоню в нужное русло поведения;
4) Найдите деятельность, в которой тихоня будет чувствовать себя максимально комфортно и иметь все возможности для полноценной самореализации. Уверенность в себе и своих силах – это залог успеха при общении с любым человеком. Научившись этому, ребенок не будет пасовать перед мелкими и крупными проблемами;
5) Не старайтесь подавить волю ребенка, навязывая ему собственное мнение. Заставить тихоню общаться с другим ребенком невозможно, если он сам того не желает. Подобным поведением Вы можете спровоцировать еще большую его замкнутость и отчужденность;
6) Моделируйте жизненные ситуации при помощи игр, в которых тихоня может почувствовать себя победителем. Попав в аналогичные условия в реальной жизни, ребенок не испугается, а, напротив, почувствует уверенность в собственных силах.
7) Попытайтесь научить своего ребенка не бояться возможных неудач. Ведь нередки случаи, когда тихоня попросту боится сделать тот или иной шаг из-за боязни допустить ошибку. Поддержите ребенка, приведите примеры из личного опыта, которые помогут в преодолении нерешительности ребенка.
Всегда помните о том, что Ваш ребенок – это уникальная личность, которая обладает определенными талантами и заслуживает того, чтобы стать успешным человеком. Подарите ему свою любовь и поддержку в любой жизненной ситуации, и тогда Вам не придется беспокоиться о его будущем!