Почерк человека далек от стандартов школьных прописей? Вероятно, мы имеем дело с незаурядной личностью! Во всяком случае, именно так утверждают графологи. Так надо ли ругать ребенка за то, что он пишет «как курица лапой»?
Ни в коем случае! – считает руководитель Школы графоанализа Инесса Гольдберг. – Если ребенок не страдает серьезными проблемами моторики и координации, но его почерк, с точки зрения взрослых, «ужасен», причины надо искать в психологической плоскости.
Просто так почерк не портится. И если, не разобравшись с причинами, насильно заставлять школьника вырисовывать буквы, к возможным его психологическим травмам добавится дополнительная беда – стресс из-за недовольства родителей.
Единственное требование к почерку должно сводиться не к каллиграфии, а к относительной читабельности – именно в этом главная функция почерка.
— С точки зрения графологии, «плохой» или «хороший» почерк предопределены?
— Нужно сразу оговориться: в графоанализе нет общего понятия «хорошего» или «плохого» почерка. Личность формируется, во-первых, из врожденных, а во-вторых, из приобретенных в процессе воспитания факторов. И почерк – лишь отражение этого комплекса, своего рода «материальный носитель» психофизических особенностей индивидуума.
Сигнал тревоги
Любая личность может меняться как в сторону развития, так и в сторону деградации. И почерк следует за этими изменениями.
— Можно ли на простых примерах объяснить родителям, какие элементы почерка свидетельствуют о проблемах со здоровьем или психологических трудностях?
— Почерк транслирует психофизическое состояние, однако медицинские диагнозы по нему не стоит ставить. Опишем те явления, которые должны зажечь «красную лампочку»: заставить присмотреться к ребенку, а то и показать его врачу или психологу. И прежде всего, это отсутствие нажима или очень слабый нажим. Переверните лист бумаги – если нажим имеется, он почувствуется на ощупь. Нажим – ресурсы энергии, витальности, физических и психических сил и сопротивляемости личности.
Обратите внимание на размер букв. «Бисерный» почерк и несбалансированность записанного и незаписанного пространства («белые дыры») могут означать не просто интровертированность, а уход в себя, острое чувство одиночества, ощущение изолированности. Часто такое явление присуще примерно 11-летнему возрасту. Затем это переживается, и размер букв начинает расти. Если нет – возможно, ребенок нуждается в вашей поддержке и помощи.
Также важна форма букв. Узкие и скукоженные в сочетании с неспонтанным, не беглым почерком часто свидетельствуют о чрезмерном психологическом напряжении, негативе, аутоагрессии, конфликтности или неврозе.
Если буквы практически нечитабельны (не путать с «некрасивостью»), можно говорить о больших сложностях в социальной, коммуникативной, межличностной сфере. Также обратите внимание на «рваные» левые поля, хаос на листе (дезадаптация), очень неровные строки и резкие перепады в разных элементах, в том числе и нажиме.
— Связан ли почерк с уровнем грамотности?
— С уровнем грамотности почерк может быть связан лишь опосредованно. И дело не в том, что кто больше пишет, тот грамотнее: есть и взрослые люди, давно достигшие так называемой «графической зрелости», но пишущие с ошибками. Но есть и особые случаи, когда мы сталкиваемся не совсем с неграмотностью, а с расстройствами, которые называются дисграфия или дислексия: человек может быть очень умным и сообразительным, старательным, но сбой восприятия на физиологическом уровне заставляет путать буквы, писать их зеркально или пропускать.